Патриотическое воспитание... Станут ли такие понятия как патриотизм, патриот, чувство патриотизма, Родина, отчизна, гражданин, чувство долга значимыми для школьников, или наши дети всегда будут цинично улыбаться, смеяться или раздражаться при этих словах?
С чего же начинается патриотическое воспитание? Стоит ли в наше время уделять этому вопросу серьезное значение? И во что должен верить сам учитель, родитель, говорящий о патриотизме?
Давайте на минуту задумаемся: какой станет наша жизнь, если вскоре из русского языка, из нашего лексикона и сознания исчезнут вышеназванные понятия, дорогие сердцу настоящего патриота и гражданина своей Родины. Кое-кто обязательно усмехнется и скажет: «Ну и что», а кто-то все-таки задумается, потому что раздумья о Родине - самые важные минуты в становлении гражданина, в познании и поиске своего места в жизни.Что говорить сегодня о современных школьниках, если при одном упоминании понятия «Патриотическое воспитание» даже у большинства учителей и воспитателей появляется в лучшем случае чувство неверия, отчаяния и безысходности.
Можно ли и нужно ли исправить создавшуюся ситуацию? Стоит ли добиваться распространения и вхождения этих понятий в наш обиход, в наш быт?
Если воспитывать на классном часе у современных школьников чувство патриотизма, то каким образом? Если предложить родителям на родительском собрании периодически дома беседовать со своими детьми на эту тему, то в каком ключе?
Можно, оказывается, и учителю, и воспитателю, и родителю провести такую беседу, чтобы у некоторых ребят на глазах выступили слезы, чтобы она запомнилась на очень долгое время и заложила основу для дальнейшего воспитания чувства патриотизма. И такие методы предлагаются в методической литературе.
Представьте себе реакцию школьников любого возраста, когда учитель очень выразительно и с чувством прочтет на классном часе или на уроке литературы рассказ о мальчишках, один день из жизни которых, возможно, перевернет их сознание (Гвоздики к Дню Победы). Также это может сделать и родитель, предварительно подготовившись к этому ответственному мероприятию.
Учителю, воспитателю или родителю после прочтения это рассказа стоит обязательно помолчать, обратить внимание на реакцию детей (ребенка) и затем попросить высказаться, не задавая никаких вопросов. Стоит очень внимательно посмотреть (всмотреться) в каждого ребенка. Открытия обеспечены. О многом скажет пауза, которая может стать значительнее любых речей.
Подлинное воспитание возможно только через «проживание», сопереживание. Поэтому в беседах нужно приводить множество фактов и примеров, взывающих к чувствам.
Хорошо бы привести примеры героев, которыми гордятся и восторгаются сами же школьники. Прочтите им максимально проникновенно рассказ школьницы Путешествие во времени, который посеет в душе ребят ростки гордости за своего ученого-соотечественника. Насколько возможно искренне прочтите рассказ Настоящий защитник, который также способен вызвать чувство гордости за своего собрата.
Может быть, из этих мальчишек и девчонок, героев этих рассказов, и вырастут истинные патриоты?
На родительском собрании стоит посоветовать родителям посмотреть вместе с ребенком известнейший и любимый старшим поколением фильм «Щит и меч» по роману Вадима Кожевникова, обязательно с финальными кадрами, где звучит знаменитая песня - ГИМН ПАТРИОТИЗМУ - «С чего начинается Родина». Потом, через несколько дней, когда ребенок не будет занят своими делами, завести эту песню снова, ненавязчиво дать прослушать ее и как бы между делом поговорить о незначительных на первый взгляд словах: об отцовской буденновке, о запевке скворца и т.д. Родителю со своим ребенком это сделать проще, чем на классном часе, хотя и во втором случае можно прекрасно спроектировать с этой целью занятие.
Общение с ребенком, классом на тему патриотического воспитания требует серьезной подготовительной работы. Если нет контакта в общении, доверительных отношений, их нужно обязательно установить. А это бывает сделать очень непросто (о многих приемах установления контакта в общении на страницах нашего сайта рассказывалось в статьях разделов ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ).
А когда фильм будет просмотрен и песня прослушана (пусть даже не всеми школьниками), провести классный час на такую, к примеру, тему «Кто такой патриот».
Попросите школьников высказать свое мнение и обратите внимание на серьезность содержания, «глубину» песни. Задайте вопрос: «Много ли в настоящее время подобных песен, и не уступили ли они место современным песням, очень часто пустым и бездумным? И от кого зависит сделать песни настоящего времени содержательнее и душевнее?».
Попросите к следующей беседе поразмышлять на тему «С чего же по твоему мнению начинается Родина?» и написать небольшое эссе, в котором обозначится позиция автора. Только надо обязательно объяснить ребятам, что в песне «С чего начинается Родина» у поэта М.Матусовского понятие и образ Родины ассоциируются с запевкой скворца, старой отцовской буденовкой, стуком вагонных колес, картинкой в букваре потому, что он это «прожил», «прочувствовал». Поэт отразил в песне близкие своему сердцу черты и сделал их достоянием многих людей. У каждого человека, гражданина, «формула» Родины складывается из своих слагаемых – они очень широки и имеют свои признаки и особенности.
Можно предложить ребятам написать эссе на тему «Что такое патриотизм? Кто такие патриоты?», а затем обсудить самые интересные с точки зрения учителя работы, не называя авторов. Обязательно взять для обсуждения спорные сочинения, противопоставляя их одно другому. И пусть ребята высказываются и сами делают выводы.
Хорошо бы просмотреть личные дела всех работников школы. Найти «незаметного героя», который спас человека или животное, предотвратил какую-то беду и т.д. На классном часе подробно рассказать об этом и ненавязчиво подчеркнуть, что настоящий патриотизм не в выпячивании себя как патриота, не хождение под знаменами с песней, а способность делать важное и нужное тогда, когда об этом не просят, когда этого не видят и за это не награждают. Здесь можно вспомнить о бесчисленных могилах неизвестных солдат, которые покрывают Русскую землю. О людях, которые не ожидая наград, делали свое дело как умели, и сделали его честно. О тех, кто строил Саяно-Шушенскую ГЭС, голодая и умирая от болезней только потому, что это надо было Родине. Не товарищу Сталину, не партии и правительству, а своей единственной и лучшей в мире стране. И надо обязательно заметить, что лучшей в мире она становится тогда, когда ей отдаешь, а не только берешь, когда сделаешь для нее хоть маленькое дело, но для нее, а, значит, и для себя. А еще стоит рассказать о тех чиновниках, которые, своей выгоды ради, загубили эту ГЭС, и противопоставить их «подвиг» подвигу тех, чьи имена уже и не вспомнить, но благодаря которым стоит это чудо света и дает миллионам людей тепло, энергию, жизнь.
Надо говорить о том, что патриотизм не в пламенных речах с трибуны, а в обычной посадке дерева около школы или дома, в том, чтобы не бросать билетики на землю, выходя из автобуса. И даже в хороших оценках, потому что оценки — это мера ответственности человека. Двоечник — это безответственное существо, которое льет воду на мельницу врагов нашей Родины, мечтающих превратить жителей ее в бездумное стадо потребителей гамбургеров и пива, а затем разделить ее на мелкие части, чтобы ими было легче управлять.
Итогом такой воспитательной работы может стать начинающийся духовный поиск школьников. Ответы на вопросы, написание эссе и дебаты приводят к высказыванию сокровенных мыслей, раскрытию таящихся в глубинах души чувств. Циничных или равнодушных ответов и работ, как правило, не бывает.
В результате обязательно кто-то задумается над поставленными вопросами, кто-то пересмотрит еще раз этот фильм, кто-то прочтет сам роман Кожевникова – в любом случае цель занятия хотя бы частично будет достигнута.
А если такие занятия станут частыми и повсеместными? И вот тогда непременно количество перейдет в качество.
А каков другой выход? Есть ли он и будет ли эффективнее?
Стоит задуматься?
http://www.zanimatika.ru/roditelskoe-sobranie/patrioticheskoe-vospitanie.-za-ili-protiv.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий