Как-то дочка попросила воспользоваться интернетом, чтобы узнать какая буква идет после Сигмы в греческом алфавите. Я настоял, чтобы искала в бумажных энциклопедиях. После 15 минут поисков в четырех различных томах нужная статья была найдена.
Дмитрий Иванченко
В интернете для этого потребовалось меньше минуты. Найти аргументы в пользу бумажных справочных изданий мне не удалось. Да и зачем вообще нужна библиотека, если с точки зрения ребенка, все, что ему нужно, есть в интернете?
Чем в массе своей сегодня занимаются школьные библиотекари? В сентябре выдают учебники, в мае собирают. Если у школы есть деньги на приобретение художественной литературы -- комплектуют и обрабатывают библиотечный фонд. Иногда организуют выставки. Крайне редко – готовят подборки для педагогов из периодики. При условии, что она выписывается. Ну и отчетность. Все.
Это происходит на фоне крайне скудного финансирования школьных библиотек в общем бюджете школы. Знаете, на что больше всего жалуются библиотекари? Не на мизерную зарплату, нет. А на то, что не хватает денег на новые издания для детей, коих в изобилии на полках книжных магазинов.
Имидж профессии школьного библиотекаря – ниже некуда. А авторы Атласа новых профессий, подготовленного Агентством стратегических инициатив, и вовсе отнесли профессию библиотекаря к числу умирающих, и считают, что она исчезнет к 2020 году.
И тем не менее, начинать нужно не с переосмысления роли библиотекаря, как рекомендует нам Александр Молчанов, а с переосмысления роли и места школьной библиотеки в образовательном процессе. И в первую очередь – в сознании директоров школ.
Повсеместное распространение мобильных устройств и технологий, позволяющих практически неограниченно использовать ресурсы интернета, приводит к острой необходимость пересмотреть само представление о том, кто является пользователем школьных библиотек, каковы их потребности, способы получения и обмена информацией, а также взаимодействия с окружающим миром.
Школьная библиотека – пространство, не регламентированное стандартами и регламентами системы образования и за счет этого потенциально обладает большей гибкостью и адаптивностью, чем школа в целом. Это дает возможность библиотеке сохранить свою ценность и свое место в системе образования, при условии, что она сможет реализовывать и поддерживать направления, выходящие за рамки функциональности традиционных библиотек, но ориентированные на вызовы современного образования.
Во-первых, библиотека должна стать единой точкой доступа к ресурсам. И не только к бумажным и электронным изданиям. Массовые открытые онлайн курсы, обучающие фильмы и мастер-классы на YouTube – не уследишь за появлением нового контента. Каталогизировать, систематизировать и предложить педагогам в качестве дополнительных учебных материалов – вполне себе функция школьной библиотеки.
Дальше – зависит от возможностей школы. Например, предоставление доступа к безопасному школьному интернету. Желательно с устройства самого школьника, то, что называется Bring your own device. Во время урока в классе – нельзя. А на перемене в библиотеке – почему нет?
Поставьте в библиотеке хороший компьютер для видеомонтажа, обеспечьте доступ к презентационной и оргтехнике – количество пользователей увеличится. А ведь есть еще и VR и AR. Им самое место в школьной библиотеке.
Обеспечьте условия для комфортной индивидуальной и групповой работы – и в школьные библиотеки будут приходить за человеческими ресурсами. Найти партнера для реализации идеи, волонтеров для проведения мероприятия, эксперта для оценки результатов проекта. Из числа педагогов, школьников, родителей.
Во-вторых, школьная библиотека способна быть диспетчером в области дополнительного образования и внеурочной деятельности. Профориентация, проблемные лекции и дискуссии, игровое моделирование и прогнозирование, рефлективные и навыковые игры, квесты, краеведение – все, что не вписывается в прокрустово ложе ФГОСа – может и должно находить свое место в библиотеке.
Ребенок в библиотеке должен чувствовать себя не как ученик, чьи успехи характеризуются оценками, а в большей степени иметь возможность проявлять себя как личность – показывать свои увлечения, интересы, желания. И библиотека может стать тем местом, где происходит его подлинная индивидуализация и социализация, выявляются интересы и способности, формируются предпосылки для создания индивидуальной образовательной траектории.
Аккумулируйте в библиотеке информацию о социальной и культурной жизни школы, микрорайона, населенного пункта. Выступите в качестве генератора образовательных, культурных, социальных, волонтерских, досуговых проектов. Проявите инициативу по информационной поддержке междисциплинарных интегральных курсов. И библиотека станет равноправным субъектом школьного образовательного процесса.
А задача администрации школы – поддержать эти действия финансовыми, организационными, кадровыми, информационными, техническими ресурсами.
Как показывает практика – в тех школах, где директор воспринимает библиотеку не как структуру, обеспечивающую образовательный процесс учебниками, а как на точку входа в информационное и цифровое измерение образовательной, общественной и культурной жизни – и вырастают уникальные междисциплинарные и кросскультурные проекты. Те самые «центры притяжения граждан, центры притяжения учителей и учеников», о которых мечтает Александр.
Понятно, что библиотекарь нового поколения должен реализовывать целый ряд принципиально новых функций и обладать специальными компетенциями, что требует соответствующей подготовки. Но это уже тема для отдельного разговора.
Здравствуйте, Татьяна Александровна! Спасибо за эту информацию... У меня впечатление, что человек , пишущий это не вполне владеет ситуацией, он не знает работы школьной библиотеки. Конечно, в век компьютеризации всем нужны компьютеры. Но для поиска информации, а для чтения? Интернет для 1-4 кл? Вот поэтому у детей плохая грамотность... И вообще, зря пугают: профессия библиотекаря пока нужна, хотя в такие условия нас поставили, что молодёжь не приходит. Не потому, что неинтересная профессия... Да Вы ведь всё итак знаете!!!
ОтветитьУдалитьЛюдмила Федоровна, я согласна с вами, что многие пытаются писать о школьной библиотеке не владея точной информацией и не зная специфики ее работы.
УдалитьТатьяна Александровна, и интересом прочитала статью, потому что будущее нашей профессии волнует всех школьных библиотекарей. Конечно, аргументы в пользу интернета очень весомые, старшеклассников мы потеряли. Но малыши то еще наши. Они учатся читать, читать по книгам. А уж о массовой работе и говорить нечего. Загляните в блоги школьных библиотекарей и увидите какая проводится работа по всем направлениям. А переоборудовать библиотеки, конечно, надо, если не хотим отстать от жизни.
ОтветитьУдалитьЕлена Олеговна, вы правы. Мне, например, трудно представить школу без школьной библиотеки. Начальная школа всегда с нами! А сколько массовых мероприятий, конкурсов, акций, проектов... и все из книг и с книгами! Если бы этого не было, то и школа бы была другой.
УдалитьТатьяна Александровна, благодаря Вам, ещё раз перечитала эту статью. И в который раз убеждаюсь в том, что писал её человек-дилетант в работе школьного библиотекаря....Если бы нам предоставили современную технику, установили все необходимые устройства для работы и читателей, и библиотекарей, пополняли бы (постоянно!) фонд , то это было бы востребовано на высоком уровне!!!А писать о том, чего нет,это легко!Все коллеги работают на чистом энтузиазме,согласитесь? Спасибо за пост!
ОтветитьУдалитьСветлана, спасибо, что откликнулись. Читая ваш комментарий, чувствуешь боль и крик души... становится так обидно за свою профессию. Про энтузиазм - согласна с вами, а иначе ни как!
ОтветитьУдалитьИ все равно, Татьяна Александровна, в век ИКТ настоящие читатели ценят бумажный вариант! И мы стараемся им привить вкус к хорошим книгам. Жаль, что хорошие книги для школьных библиотек просто недоступны...в силу отсутствия финансирования...
УдалитьЕсли бы в школьных библиотеках были хорошие книги, то и работа бы строилась совсем по -другому. При хорошем финансировании были бы и книги, и современные ИБЦ. Все дело в финансировании.
УдалитьТатьяна Александровна, с этой статьей можно поспорить. Я согласна, что ее писал человек, который не знает работу школьного библиотекаря. Действительно, одно дело найти какую-то информацию. Да, в Интернете быстрее. А как чтение? В Интернете никто не хочет читать "Войну и мир" Толстого. Всем нужен бумажный вариант. Малышам, ученикам начальных классов читать по компьютеру нельзя и опасно. Учиться читать надо по бумажным книгам.
ОтветитьУдалитьИрина Михайловна, я считаю, что книги надо читать в бумажном варианте! ( особенно если это большие произведения). Удобно, безопасно, можно принести на урок... Интернет нужен, но для нахождения какой - то информации или, когда нет книги в бумажном формате.
ОтветитьУдалитьЭу статью писал Дмитрий Иванченко, начальник методического отдела Информационного центра "Библиотека имени К.Д. Ушинского" РАО!!! Если эксперт и коллега так рассуждает о нашей работе, то что говорить о других людях! Вместо того, чтобы нас хоть как-то ПОДДЕРЖАТЬ, нас снова обвиняют в бездействии и безынициативности. Настроение испортилось!.. Зачем НАС призывать, надо обращаться к властьимущим решать проблему с переоснащением и комплектованием!
ОтветитьУдалитьЕлена Евгеньевна, нас почему -то не хотят поддерживать. Пусть хотя бы настроение не портили... Несмотря ни на что, мы работаем!
УдалитьОчень не однозначная статья, на мой взгляд. И хотя я, к сожалению, совсем не знаю методику работы школьной, но полностью с Вами, Татьяна Александровна, согласно - книги нужно читать в бумажном варианте.
ОтветитьУдалитьНадо-то, надо... Но где их взять школьным библиотекам, денег не выделяется совсем! Всё на энтузиазме библиотекарей! А настроение испортилось, точно!
УдалитьЕлизавета, очень рада, что вы стали читателем моего блога. Спасибо за поддержку библиотекарей.
УдалитьЛюдмила Федоровна, настроение нам поднимут наши читатели, которые гурьбой приходят в библиотеку на каждой перемене. Удачи и хорошего настроения, всем школьным библиотекарем!
УдалитьИнтересная статья, есть о чем поразмышлять. Я за то, чтобы библиотека стала «центром притяжения граждан, центром притяжения учителей и учеников», но материальная база у нас просто в плачевном состоянии. Я только мечтаю))) И все же,мы стараемся с коллегами идти в ногу со временем!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна. Библиотекари давно мечтают! У нас в библиотеке не самый плохой книжный фонд (я знаю совсем плачевные библиотеки), но до совершенства нам очень, очень далеко. Но в ногу со временем я тоже стараюсь идти.
УдалитьЗдравствуйте, Татьяна Александровна, коллеги! Да, средств не выделяют (хорошо, когда руководитель понимает назначение современной библиотеки), обязанностей и функций всё больше, а работник-то один, много делаем-согласна! НО! Ведь таких энтузиастов тоже не так много! Мы эту статью примерили на себя! А наша работа вся видна, мы рассказываем о не в блоге. А остальные школьные библиотекари? Зарплата маленькая, вот и вынуждены выполнять другую работу в течение учебного дня!
ОтветитьУдалитьГрустно! Только рассуждения и размышления от созданного федерального информационно-методического центра!
Наталия Викторовна, здравствуйте. Согласна, наша работа видна. А как без хороших книг привлечь в библиотеку новых читателей и не потерять старых? Привлечение детей у чтению - это наша главная задача. ИБЦ у нас в округе активно "взялись" создавать. Посмотрим, что получится.
УдалитьУважаемые библиотекари! Непонятно, что вызвало такое негативное отношение к данной публикации. В ней определены направления развития школьной библиотеки с точки зрения пользователя библиотеки. Вы смотрите на ситуацию, которая сложилась в школьных библиотеках, со стороны работника школьной библиотеки, а он рассуждает о том какой она должна быть с точки зрения пользователя. И при этом не раз отмечает, что в первую очередь то какая будет школьная библиотека и будет ли вообще зависит от директора образовательной организации. У нас в округе, где работает и автор этого блога, как и везде сложилась тяжелая ситуация с материально-техническим и кадровым оснащением библиотек. С 2012г. запустилась апробация создания ИБЦ с использованием сервисов Веб 2.0 и инструментов интернета в организации его деятельности. Одна из активных участников этой апробации Татьяна Александровна.Все это сопровождалось обучением библиотекарей. Благодаря этому не только Татьяна Александровна создала свои блоги и научилась многим другим премудростям использования сервисов Интернета в работе библиотекаря.К сожалению, библиотекарей становится все меньше в школах округа. Более 45% работников библиотек в нашем округе сейчас совместители. И это большая проблема! Вполне возможно, что активные шаги по организации ИБЦ в школах округа заставят администрацию школ обратить внимание на проблемы библиотек (в первую очередь, проблему нехватки постоянных работников библиотек). Кто-то же должен сейчас будет выполнять непростые шаги по реализации Концепции развития школьных ИБЦ? Педагоги не будут этим заниматься! Вот и посмотрим что получиться!Может, подумают и о дополнительной доплате к мизерной зарплате библиотекаря и о ежегодном выделении средств для покупки книг и оборудования для библиотеки.
УдалитьЕлена Владимировна, спасибо, что проявили интерес к блогу и материалу, размещенному в нем. Коллегам обидно за свою профессию - за зарплату, за скудные фонды, за отношение...Библиотекари работают на энтузиазме, на сколько их хватит - вопрос. Именно поэтому подобные статьи вызывают у них бурные обсуждения.
УдалитьТатьяна Александровна, это больные проблемы не только библиотекарей, но и для всех кто работает на развитие библиотек. Решение многих из них отдано на усмотрение администрации школ. А администрация разная, опять человеческий фактор срабатывает. А это неправильно!!! Должна быть единая политика государства в этом вопросе и четкая нормативно-правовая база, которую все ОБЯЗАНЫ будут соблюдать, а не на усмотрение какого-нибудь Ивана Ивановича.
УдалитьЕлена Владимировна, при четкой нормативно- правовой базе положение в школьных библиотеках безусловно бы изменилось. А так каждый "выживает," как может.
ОтветитьУдалить