Приветствую Вас, читатели блога "Библиоград"! Мой блог создан для библиотекарей и педагогов. Он рассказывает о жизни нашей библиотеки, школы, о других библиотеках страны и мира. Много полезной информации о книгах, чтении, блогах друзей, а также обо всем интересном, что происходит вокруг! Освещены литературные, памятные, исторические даты. Здесь Вы найдете советы, подсказки, рекомендации по различным темам. Кроме того в блоге много сценариев к традиционным школьным праздникам. Для поиска интересующей Вас статьи или темы Вы можете пользоваться строкой поиска. Комментарии, пожелания, вопросы приветствуются. Их можно оставлять после постов. Все это и многое, многое другое Вы найдете в блоге.

четверг, 28 октября 2010 г.

Формы работы с читателями



Индивидуальная работа с читателями.
Индивидуальное обслуживание – это деятельность библиотекаря по удовлетворению их запросов, консультирование при самостоятельном выборе книг и в ходе процессов работы с ними.
Задачи индивидуального обслуживания:
- удовлетворение информационных потребностей читателей
- развитие структуры и глубины интересов читателей
- содействие повышению уровня информационной культуры учащихся и их читательского развития
- организация сотрудничества библиотекаря и читателя на всем притяжении пользования читателем библиотекой
Формы работы с читателями:
  1. беседы
-беседа при записи в библиотеку дает возможность собрать сведения об учащихся. Во время этой беседы читателя знакомят с правилами пользования , историей , традициями, которые сложились в библиотеке, с ее информационными возможностями и ресурсами, узнают культуру чтения записывающегося.
- беседа о рекомендованной литературе. При ее проведении библиотекарь учитывает содержание книг, уровень читательского развития учащегося, с которым проходит беседа, его интерес и характер спроса.
- беседа о прочитанных книгах. Цель такой беседы- выявление уровня читательского развития учащегося, в том числе – была ли ему понятна прочитанная книга; выявление вкусов и предпочтений читателя ( на примере обсуждения прочитанной книги); выявление ожиданий читателя. Библиотекарь должен поинтересоваться, какую практическую пользу она принесла в учебном процессе или самообразовании.
  1. Индивидуальное плановое чтение. Эта Фома позволяет привлечь пользователей библиотеки к чтению литературы по их интересам с постоянным переходом от одной темы к другой с целью разностороннего культурного развития читателей. Цели:
- определить круг тем, которые интересуют читателей
- на основании анализа этих тем определить тематику планов чтения
- выяснить, какие важные темы не вошли в читательский перечень, и наметить пути привлечения читателей к индивидуальному плановому чтению.
Три вида индивидуального планового чтения
1)      «типовые планы чтения». Которые создают в библиотеках на основе анализа наиболее часто повторяющихся интересов пользователей
2)      Списки литературы типа «Что читать дальше»
3)      Наиболее подготовленные читатели на основе рекомендательных указателей литературы составляют для себя индивидуальные планы чтения

  1. Форма индивидуального информирования – заключается в постоянном оповещении читателей о новых документах по  интересующей их теме, как поступивших в данную библиотек, так и в другие библиотеки отрасли. Индивидуальное информирование включает: уточнение темы, согласование источника информации, определение типов и жанров документов, согласование формы предоставления информации ( собственно документ, тематическая подборка, и.т.д.) , согласование сроков предоставления информации.
  2. Консультации. Консультационная работа включает вопросы повышения информационной компетентности читателей, в том числе: алгоритмы поиска в каталогах и к5артотеках, заполнение читательских требований, выбор книг в фондах открытого доступа и.т.д.
Групповое и массовое обслуживание
 читателей в школьной библиотеке.

  Групповое обслуживание – это совокупность форм и методов направленных на удовлетворение культурно-информационных потребностей малых групп читателей, объединенных общими интересами.

Массовое обслуживание – путь удовлетворения данной библиотекой культурно-информационных потребностей характерных для большинства читателей.

Групповые и массовые мероприятия должны проводиться так, чтобы поставленные вопросы были понятны и тем, кто хорошо знает рекомендованную книгу, и тем кто впервые встречается с ней.
     Групповое мероприятие требует длительной подготовки, Тогда же, когда надл быстро познакомить с книгой, лучше использовать фронтальное мероприятие, которое легче готовить,  чем групповое.
Формы работы:
- вечер вопросов и ответов – это способ вовлечения читателей библиотеки в познавательную деятельность и метод активизации чтения отраслевой и художественной литературы. Подобные вечера проводятся по одной теме или по меняющимся темам в зависимости от изменения интересов читателей.
- презентация книги – происходит детальное ознакомление читателей с ее содержанием
- вечер диалог – форма проведения дискуссий в библиотеке, предполагающая у участников дискуссии аргументированных точек зрения, сложившихся мнений
- читательская конференция, предусматривает обмен мнениями в широкой читательской аудитории. На читательской конференции сталкиваются различные точки зрения, формируется коллективное мнение о книге. Смысл конференции и состоит в коллективном обсуждении, в коллективной оценке книги.
- диспуты -  цель выяснение различных подходов, утверждений наиболее обоснованных точек зрения, взглядов по какой –либо проблеме. Один из трудных моментов – начало диспута. И здесь должен сыграть свою роль ведущий. Постановкой удачных вопросов он активизирует аудиторию, стимулирует первое выступление. Можно составить следующую памятку:
- на диспуте нет наблюдающих – все активные участники разговора
- никто не читает нравоучений, каждый откровенно высказывает свое мнение
- выступая, можно привести примеры из своей жизни, жизни своих товарищей, из литературы и т.д.
- устный журнал – это оперативный способ информации о новинках отраслевой и художественной литературы. Устному журналу присущи: постоянное название, периодичность, оперативность, актуальность, разнообразие материала и обязательно – новизна предлагаемой информации. Журнал состоит из ряда разделов – своего рода «страниц».
- формы обслуживания – разные виды «чтений»:
   Встречи с героями и авторами книг; библиотечные вечера; комментированное чтение (форма устного знакомства с произведениями литературы, предусматривающая чтение текста в слух с комментариями чтеца и обсуждением прочитанного); литературные чтения ( художественное исполнение произведений, своеобразный «театр одного актера»); циклы чтений массовых мероприятий, посвященных событиям, жизни замечательных людей и т.д.
- тематические библиотечные вечера относятся к числу форм рекомендации книг, обладающих ярко выраженной позитивно-иллюстрированной направленностью, которая проявляется в ознакомлении читателей с социально значимыми примерами, выводами, фактами, событиями, изложенными в книгах. Тема вечера освещается разными средствами, включая музыку, художественное слово, изобразительное искусство, кино-фото-документы. Формы тематических вечеров:
   1) вечера лекции, сопровождаемые библиографическими обзорами, демонстрацией книжной выставки
   2) вечера встреч с интересными людьми ( писателями, учеными, общественными деятелями и т.д.)
  3) вечер-портрет и «бенефисы читателей», посвященные рассказу о юбиляре, с выставкой книг из домашней библиотеки, прослушиванием любимых им музыкальных произведений и т.д.
  4) литературные и литературно-музыкальные вечеров прислушивания музыкальных записей, киновечер и др.
- клубы и объединения – направленные на развитие  познавательных интересов школьников, привитие  навыков самостоятельной работы с документами, на активизацию использования информационных ресурсов библиотеки. Клубы создаются по инициативе самих читателей, либо библиотекарей, разрабатывает свои уставы и правила, выбирают эмблемы и другую символику.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails

Поиск по этому блогу