Размышления школьного библиотекаря...
А что думаете Вы?
   Мне хотелось бы начать " с дней минувших", чтоб яснее  представить тему нашего сегодняшнего разговора.
  
      Появление  в России школьной библиотеки как особого типа  учебной библиотеки относится к концу 17 века, по ходатайству  жителей  Москвы. Они появляются при гимназиях, кадетских   корпусах, реальных  училищах, средних и низших учебных заведениях,  при церковно-приходских школах и других учебных заведениях.  К началу 30-х годов 19 века в России было уже 62  гимназические  библиотеки и несколько десятков при уездных училищах.   Решающую роль в развитии школьных библиотек сыграла реформа  1860-х годов. Началось создании народной школы, что повлекло  за собой создание сети ученических библиотек. Основными   средствами  финансирования являлись добровольные пожертвования  населения и плата за обучение. В 19 веке школьные библиотеки  находились в ведении Министерство  народного образования  Просвещения, Министерства государственного Имущества и Синода.  В 1914 году из 75,9 тысяч библиотек 78% составляли   библиотеки  школ. К концу 30-х годов сеть выросла до 144,4 тысячи (1934 год  - 45,2 тысячи). Появляются издания Учпедгиз, "Молодая гвардия",  "Школьная библиотека". Для улучшения библиотечного обслуживания  в  школах была введена должность библиотекаря. В послевоенное  время школьные библиотеки быстро восстанавливаются. С 1975 года  на школьную библиотеку возлагается обязанность - обслуживание   учителей. С  1977 года школьная библиотека обеспечиваются бесплатной учебной  литературой. И вводится должность методиста и инспектора по учебным  фондам. Школьная библиотека  сегодня развивается в контексте конкретного учебного заведения.  В настоящее время в России функционирует 62 тысячи библиотек  общеобразовательных учреждений. Основными  функциями школьной библиотеки являются -  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ,  ИНФОРМАЦИОННАЯ И КУЛЬТУРНАЯ. 
   Содержание деятельности школьной библиотеке можно проследить через задачи, которые возложены на них "Примерным положением..." Это: 
- обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования учеников и учителей путём библиотечного и информационно - библиографического обслуживания;
 - обеспечение качественного комплектования фондов;
 - содействие повышения методического и педагогического мастерства учителей;
 - формирование информационной культуры, любви к книге, культуры чтения;
 - обеспечение условий для свободного развития личности.
 
    Далее школьные библиотеки ориентированы на решение ряда проблем. Я не буду их перечислять. Я хочу обратить Ваше внимание, что нет в "Положении..." указания на ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ направленность в работе школьных библиотек. Хотя все знают, что педагогическая направленность и есть специфика их работы. Возникает вопрос "Какое ведомство должно за нас отвечать?". Если ПЕДАГОГ - это ВОСПИТАТЕЛЬ и ПЕДАГОГИКА - наука, охватывающая все звенья человеческой деятельности, основа подготовки человека к жизни, создания его мировоззрения, формирование как личности. (В чём мы с вами играем не маловажную роль). 
   Так, если мы занимаемся воспитанием культуры чтения, любви к книге,  как записано в нашем "Положении...", то почему ставится под вопрос   педагогическая направленность нашей работы? До сих пор не могут принять  решения по передачи нас МО, у нас нет педагогического стажа. Хотя сейчас   все это понимают и много об этом пишут.  Я не зря начала с истории  возникновения школьных библиотек. Если Вы помните, я говорила, что изначально в 19  веке они относились к Министерству народного Просвещения.  Что же происходит на  сегодняшней день? 
   Давайте вспомним историю развития библиотековедения. Одним из ведущих направлений всегда было исследовании взаимоотношений её с другими науками. Наиболее прочна интеграция с педагогикой. Только в 1997 году издан приказ о присвоение дополнительной квалификации "Преподаватель" выпускникам вузов по специальностям высшего профессианального образования, т. е. выпускник любого учебного заведения получает право на приобретение одновременно второй квалификации - по основной и педагогической. Например, библиотекарь - преподаватель литературы или библиотекарь - педагог. Получается, при всей педагогической направленности нашей работы, о чём много говорят, не все мы можем относиться к педагогам, а только те, кто имеет специаную квалификацию. Во многих статьях проходит такая мысль, что в школьных библиотеках должен быть, кроме библиотекаря библиограф и библиотекарь - педагог. Я считаю, что так и должно быть в крупных библиотеках, где есть такое количество ставок. А, если мы в одном лице? "Мы и пекарь, мы и лекарь...". Библиотекарь первое лицо в реализации педагогических функций. Мы работаем в образовательном учреждении. Мы формируем школьные библиотеки как педагогическую систему путём непосредственного общения с читателями, с помощью фонда, интерьера и т.д. Мы не просто механически обслуживаем читателей, мы выступаем в роли организатора самостоятельной деятельности пользователя (читателя). До последнего времени считали, что объектом нашего влияния был только читатель. А оказывает ли пользователь влияние на библиотекаря? Да. Читатель не только объект, но и субъект, т.к. он обладает системой знаний (общеобразовательных, профессианльных), которые приводят его в школу, библиотеку, но каждый ещё должен иметь свой метод отбора информации, т.е. читатель, начиная с детских лет, стремится сформировать у себя высокий уровень восприятия информации путём самообразования, самовоспитания. Основные методы библиотечной педагогик и реализуются на основе, что очень важно, ДОБРОВОЛЬНОСТИ объектов воздействия, т.е. общение, собеседование, открытый доступ в фонд и т.д. Считается, что цель нашей работы это выдача книг. Да, это так, но для нас важно не только удовлетворение, но и развитие информационной потребности детей. В книге "Современный маркетинг" написано: "Потребитель должен получить продукцию для удовлетворения тех своих нужд, которые он сам ещё не успел в полной мере осознать". Ещё в древности говорили, что лошадь можно подвести к водопою, но пить её никто не заставит. Это изречение подходит и к ученику. Учитель создаёт мотив учения, а мы помогаем им самостоятельно достичь хороших результатов, тем самым, мы действуем и в рамках внешкольной педагогики. Школьная библиотека не может существовать отдельно от школьной жизни. Наша задача не стать периферией школьного процесса. Мы должны активно действовать в единстве. От этого зависит будущее школьных библиотек. "Без большой библиотеки - нет большого университета". Эти слова чётко выражают зависимость качества образования от состояния библиотек в данном контексте. Жаль, что не все чиновники это понимают. Отсутствие должного финансирования сказывается на качестве наших уже устаревших фондов. А образовательным и информационным функциям современной библиотеки должен отвечать её фонд. Мало того, что мало печатают хороших детских книг, нет новых героев взамен пионеров-героев, на чём можно проводить воспитательную работу, т.е. мы порой лишены главного для нас средства воспитания - КНИГИ. Древнеримский философ Цицерон говорил: "Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишённому души". Это мудрое изречение касается, прежде всего, школы. Наша задача довести до читателя качественную книгу, помочь её понять и осознать. (Техника чтения, вторичная безграмотность). Как показывает анализ проведённых анкет, дети больше всего отказов получают в самой удобной для них библиотеке, в школьной библиотеке. Хорошо, если пойдёт в другую библиотеку, а ведь может пройти и мимо нас и мимо другой. Первостепенное значение в работе с читателями-детьми играет личность библиотекаря. Личность может воспитать только личность -многогранная, эстетически и художественно образованная. Библиотекарю, работающему с детьми необходимо знание школьной, детской социальной, и общей психологии... И, конечно, любовь к детям, готовность принять их такими, какие они есть. Само понятие библиотекарь меняется в сочетании с прилагательным "школьный". Не может работать человек без высшего спец. образования. Возникает необходимость в его двух высших образованиях. (Пример в США. Библиотекарь получает зарплату в два раза больше, чем преподаватель). Я уже говорила, что учитель обеспокоен выполнением школьной программы и если ограничить чтение детей только школьной программой, то у них отсутствует серьёзный читательский интерес. Отсюда и все последствия. А библиотекарь может расширить этот горизонт. Поэтому и многое зависит от личности библиотекаря. Ведь не секрет, что наши рекомендации не всегда принимаются во внимание школьниками. А ведь ребята должны доверять ШБ., верить ему, ребёнку нужен "свой" библиотекарь. Личность библиотекаря оказывает на ребят большое воспитательное воздействие. Об этом мы должны помнить. ШБ должен уметь расположить к себе ребёнка, заинтересовать, прежде всего, собой и тем, что его окружает (книги, периодика, интерьер..) , помогать ребёнку овладевать духовными ценностями, а это требует усилий педагогических. У Сухомлинского есть такая мысль: " чтение в годы детства - это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства Ведь не секрет, что в каждой школе есть так называемые трудные дети. Задача библиотекаря не потерять их как читателей и помощников. Они всегда с удовольствием подключаются к выполнению определённых заданий. У меня есть список таких детей, и они вместе с членами актива подключаются к организации и проведению мероприятий. Библиотека должна стать досуговым центром. Это хорошая перспектива, особенно для профилактики правонарушений библиотека. 
         Школа должна давать не только образование, но и готовить к  самостоятельному и беспрерывному образованию. Это можно сделать только   совместными усилиями учителя и библиотекаря. А это можно осуществлять  через пропаганду ББЗ.   
Библиотекарь с.ш. №57 Петрова Н.П.
                

Комментариев нет:
Отправить комментарий