В наше время считается нормой тот факт, что в библиотеках работают преимущественно женщины, а мужчины-библиотекари – это редкость. Но не так давно (менее чем сто лет назад) женщины не могли и мечтать о должности библиотекаря. Для женщин государственная служба до 1917 г. была закрыта, поэтому в числе сотрудников государственных библиотек их до 1917 г. не было.
Барышень неохотно принимали в библиотеку даже в качестве так называемых вольнотрудящихся.
Такое скромное место женщины занимали в библиотеках не только в России: в самых передовых западных странах они появились в составе библиотекарей также во второй половине ХIХ – начале ХХ века. Правда, кое-где, например, в США, вследствие движения суфражисток, их оказалось больше. Тем не менее, история сохранила несколько известных имен женщин, работавших библиотекарями.
Гипатия, дочь Теона из Александрии
Юная Гипатия (Ипатия) работала вместе с отцом в знаменитой Александрийской библиотеке. Известность и авторитет Гипатии были столь велики, что со всех концов огромной Римской Империи, из дальних стран Малой Азии и всего Средиземноморья люди отправлялись в Александрию, чтобы встретится с ней, выслушать ее суждения о философии, астрономии, математике, поработать под её руководством в прославленной Александрийской библиотеке.
Когда фанатичные христиане разгромили и сожгли Александрийскую библиотеку, Гипатия пользуясь случайно уцелевшими, спасенными из огня экземплярами рукописей Диофанта, Апполония Пергского и др. великих мыслителей древности, писала комментарии к их сочинениям, по листку, по странице восстанавливала вместе со своими помощниками эти бесценные творения человеческого ума.
Так мог поступить только человек, безгранично веривший в конечное торжество разума, убежденный в необходимости сохранить для будущих поколений драгоценные семена истины. Именно в это время наиболее активно проявилась научная деятельность Гипатии, еще более возросли её слава и авторитет.
История не сохранила для нас ни единой строчки из её научных сочинений, так как после смерти Гипатии Александрийская библиотека была вновь сожжена и уже окончательно уничтожена в VII веке при завоевании Египта арабами. Но дело её жизни, её преданное служение книги и знаниям остались жить в нас, в нашей профессии.
Ефросиния Полоцкая – первая женщина-библиотекарь на Руси
В 1037 г Ярослав Мудрый основал библиотеку в Киеве при Софийском соборе. Это собрание считается первой библиотекой на Руси. У князей, бояр и других людей, “насытившихся “сладостью книжной”, имелись собственные манускрипты.
Одной из крупных русских “книгохранительниц” была библиотека полоцкого Софийского собора, на становление которой существенное влияние оказала деятельность знаменитой просветительницы ХII в. княгини Евфросинии. Евфросиния Полоцкая считается первой женщиной-библиотекарем на Руси. Юная княжна с позволения полоцкого епископа Ильи поселилась в церкви Святой Софии в боковой комнатке – “голубнице”, т. е. в чердачной пристройке, где имелось помещение для хранения книг. Свободное от молитвы время она проводила в переписывании рукописей. Часть переписанных Евфросинией книг продавалась богатым церквам и монастырям, а вырученные деньги по ее просьбе раздавали нуждающимся. Для бедных церквей она делала списки Евангелия бесплатно. Евфросиния писала стихи, переводила с греческого языка, а возможно, и с латинского, создавала молитвы, пополняла Полоцкую летопись.
Княжна мечтала о том, чтобы перепиской книг в Полоцке занимались не единицы, а десятки грамотных людей. Мечта воплотилась в реальность после основания ею двух церквей – Св. Спаса и Пресвятой Богородицы. При церкви Св. Спаса Евфросиния основала женский монастырь, а при церкви Пресвятой Богородицы – мужской. В созданных ею монастырях она организовала школы. Здесь обучались и сестры Евфросинии – Гордислава и Звенислава, которым после пострига в монахини дали имена Евдокия и Евпраксия. При монастырях были созданы скриптории – мастерские по переписке книг, в которых существовала специализация: один мастер делал цветные инициалы и заголовки, второй – миниатюры, третий – переплеты. В основанных Евфросинией монастырях создавались прекрасные памятники книжного искусства, например Погодинское Евангелие ХI в.
Любовь Борисовна Хавкина – выдающийся библиотековед
В 1891 г. выступает одним из организаторов первой харьковской бесплатной библиотеки. В том же году поступает на работу в Харьковскую публичную библиотеку, где трудится, с перерывами, до 1918 г. В 1898—1901 гг. Хавкина изучала библиотековедение в Берлинском университете, посетила Всемирную выставку 1900 года в Париже, где познакомилась с методами Американской библиотечной ассоциации и идеями её основателя Мелвила Дьюи, оказавшими на неё большое влияние. Кроме того, Хавкина параллельно с работой в библиотеке окончила Харьковское музыкальное училище по специальности «Теория музыки», что позволило ей в 1903 г. организовать и возглавить в Харьковской публичной библиотеке первый в российских общедоступных библиотеках музыкальный отдел с абонементом; Хавкина также публиковала в харьковских газетах музыкальные рецензии и обзоры.
Библиотековедческие труды Хавкиной берут начало с книги «Библиотеки, их организация и техника» (СПб.: Издание А. С. Суворина, 1904), получившей широкое признание в России и удостоенной золотой медали Всемирной выставки 1905 года в Льеже. На протяжении 1900—1910-х гг. Хавкина сотрудничает с журналами «Русская школа», «Просвещение», «Вестник воспитания», «Для народного учителя», пишет несколько статей для «Народной энциклопедии». В 1911 г. выходит написанное Хавкиной «Руководство для небольших библиотек» (М.: Издание Товарищества И. Д. Сытина), выдержавшее шесть изданий (вплоть до 1930 г.); за эту книгу Хавкина избирается почётным членом Российского библиографического общества. В этот же период Хавкина публикует научно-популярные книги «Индия: Популярный очерк» и «Как люди научились писать и печатать книги» (обе — М.: Издание Товарищества И. Д. Сытина, 1907).
С 1912 г. Любовь Хавкина делит свою жизнь между Харьковым и Москвой, где в 1913 г. при Народном университете Шанявского открываются, на основе составленного ею проекта, первые в России курсы библиотекарей, о необходимости которых Хавкина говорила ещё в 1904 г. в своём докладе на Третьем съезде российских деятелей технического и профессионального образования. Хавкина совмещает преподавание на курсах целого ряда дисциплин с работой для Харьковской публичной библиотеки (в1914 г. её избирают в правление библиотеки) и зарубежными поездками — в 1914 г., в частности, Хавкина знакомится с опытом организации библиотечного дела в США (Нью-Йорк, Чикаго, Калифорния, Гонолулу) и Японии, описывая этот опыт в книге «Нью-Йоркская публичная библиотека» и в различных докладах. На американском опыте основана и работа Хавкиной «Авторские таблицы Кеттера в переработке для русских библиотек» (1916) — правила расстановки книг на библиотечных полках и в библиотечных каталогах на основании принципов, разработанных Ч. Э. Каттером; эти таблицы используются в русских библиотеках по сей день и именуются в просторечии «таблицы Хавкиной» (таблицы авторского знака).
Голда Меир – премьер-министр Израиля
Голда Меир: “Я бросила школу (как странно, что школа перестала казаться мне моим важным делом) и уехала в Чикаго, где меня взяли на работу в публичную библиотеку на то основании, что некоторое время я проработала в Милуоке библиотекарем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий