Приветствую Вас, читатели блога "Библиоград"! Мой блог создан для библиотекарей и учителей. Он рассказывает о жизни нашей библиотеки, школы, о других библиотеках страны и мира. Много полезной информации о книгах, чтении, блогах друзей, а также обо всем интересном, что происходит вокруг! Освещены литературные, памятные, исторические даты. Здесь Вы найдете советы, подсказки, рекомендации по различным темам. Кроме того в блоге много сценариев к традиционным школьным праздникам. Для поиска интересующей Вас статьи или темы Вы можете пользоваться строкой поиска. Комментарии, пожелания, вопросы приветствуются. Их можно оставлять как после статей, так и в чате"Поговорим" на боковой панели блога. Все это и многое, многое другое Вы найдете в блоге.

вторник, 18 января 2011 г.

Крещенский сочельник.

Старый Новый год18 января, день накануне праздника Крещения, называется по канонам Православной церкви Навечерие или Крещенский сочельник. Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить особый взвар с мёдом и изюмом - сочиво. Варили сочиво (или кутью) из пшеницы, гороха, риса, обдирного ячменя, заправляли медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость будущей блаженной жизни.


Церковь в этот день установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно.
Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник,не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.
В сочельник после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.
Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза - и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода,освященная в эти дни, ничем не отличается.
Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище. При этом читается молитва: "Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь".
Считается, что освященная вода - это церковная святыня, которая требует к себе благоговейного отношения. Тогда она не портится многие годы. Традиционно ее хранят рядом с домашним иконостасом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails